ЧИТАЕМ ОШИБКИ. P 0105, P 0108, P 0109

Продолжение. Начало № 7-8, 9 2017

Р 0108

Код неисправности OBD II P0108 определяется как «Высокий входной сигнал давления атмосферного давления / барометрического давления в коллекторе», и устанавливается, когда PCM (модуль управления силовой трансмиссией) обнаруживает сигнал от MAP (датчик давления воздуха в коллекторе), который выходит за пределы ожидаемого значения для действующей нагрузки двигателя или положения дроссельной заслонки или иным образом не коррелирует с фактическим давлением / вакуумом во впускном коллекторе.

Ошибки ввода с высоким уровнем сигнала в основном вызваны дефектными генераторами переменного тока, которые создают избыточные напряжения, хотя могут быть и другие причины, такие как короткие замыкания, которые «течет» в конкретную систему от других несвязанных систем, работающих на более высоких напряжениях. Обратите внимание, что в случае коротких замыканий, которые протекают в цепь управления, вероятно, будут присутствовать другие, казалось бы, несвязанные коды неисправностей вместе с исследуемым кодом (-ами). Диагностика «высокого входного» кода всегда будет включать в себя тщательное тестирование системы зарядки в качестве первого шага, а затем с помощью мер , чтобы изолировать систему от всех других возможных источников энергии во время испытаний сопротивления, непрерывности и опорного напряжения.

Остальные симптомы и проверки аналогичны с симптомами и проверками ошибки Р 0107.

Р 0109

Код неисправности OBD II P0109 определяется как «Коэффициент абсолютного давления / барометрического давления в коллекторе – прерывания» и появляется, когда PCM (модуль управления силовой трансмиссией) обнаруживает сигнал от MAP (датчик давления воздуха в коллекторе), который выходит за пределы ожидаемого значения для правильной нагрузки двигателя или положения дроссельной заслонки или иным образом не коррелирует с фактическим давлением / вакуумом во впускном коллекторе.

Слово «прерывистый» относится к тому факту, что в этой системе существует спорадическая, непредсказуемая или, что то же самое, прерывистая ошибка. Наиболее вероятными причинами кодов, которые связаны с прерывистыми неисправностями, являются плохие соединения как в силовых и сигнальных, так и в заземляющих цепях, а также неисправные переключатели, реле и датчики.

Прерывистые ошибки могут быть чрезвычайно трудными для отслеживания и исправления, поскольку, как правило, сканеры не указывают, в какой части схемы лежит проблема. Например, неисправность может быть прерывистым прерыванием опорного напряжения (источник питания), или, как часто бывает, что проблема может быть прерывистым прерыванием напряжения сигнала в PCM (модуль управления силовым агрегатом) из-за неисправного датчика, проблемы с электропроводкой или неисправным электрическим разъемом (-ами).

Обратите внимание, что слово «прерывистый» часто означает разные вещи для разных приложений; некоторые системы будут устанавливать код при первом возникновении прерывистой ошибки, тогда как другие будут делать это только после нескольких циклов отказа. В некоторых случаях может возникнуть необходимость усугубить повреждение до того, как будет сделан точный и окончательный ремонт.

Каковы общие причины P0109?

Как и в случае с симптомами, общие причины кода P0107 и его близкородственных кодов, P0108 и P0109 практически одинаковы для всех приложений.

Р 0105

Рассматривая букет ошибок, связанных с датчиком абсолютного давления нельзя не коснуться последней ошибки Р 0105.

Код неисправности OBD II P0105 определяется как «Неисправность цепи абсолютного давления / барометрического давления в коллекторе», и устанавливается, когда модуль управления силовой трансмиссией обнаруживает напряжение сигнала от датчика абсолютного давления MAP, который является ненормальным по отношению к текущей нагрузке и / или положению дроссельной заслонки, или сигнала от датчика MAP, который не коррелирует с напряжением сигнала от TPS (датчика положения дроссельной заслонки).

По мере изменения нагрузки / оборотов двигателя давление (или вакуум) во впускном коллекторе также изменяется в зависимости от изменяющегося спроса. В результате датчик MAP генерирует сигнальные напряжения на основе изменений давления, которые PCM (модуль управления трансмиссией) использует для расчета соответствующих стратегий доставки топлива и адаптации к времени зажигания, чтобы поддерживать работу двигателя с максимальной эффективностью.

Чтобы контролировать точность показаний датчика MAP, PCM использует другие датчики, особенно TPS (датчик положения дроссельной заслонки), чтобы проверить правильность работы датчика MAP. Таким образом, если PCM обнаружит «несоответствие» между сигналами от датчиков MAP и TPS, PCM распознает состояние неисправности, и будет установлен код P0105.

На практике, однако, датчик TPS «выводит» датчик MAP в том смысле, что PCM рассчитывает обнаруженное изменение напряжения сигнала от датчика MAP сразу, как только положение дроссельной заслонки изменяется, что приводит к изменению напряжения сигнала, которое датчик MAP может измерить.

Однако в этом сценарии предполагается, что как MAP, так и TPS-датчики и соответствующие цепи функционируют должным образом. Но возможно, что дефектный датчик TPS также может привести к тому, что код P0105 будет установлен, когда его напряжение сигнала не будет соответствовать сигналу датчика MAP / BARO.

Типичные датчики MAP / MAF были показаны ранее, где были рассмотрены принципы их работы.  А вот датчик положения дроссельной заслонки мы пока не рассматривали.

Датчик положения дроссельной заслонки расположен на корпусе узла дроссельной заслонки. Служит для измерения степени открытия дроссельной заслонки. Чувствительный элемент датчика положения дроссельной заслонки представляет собой потенциометр, ось которого жёстко связана с осью дроссельной заслонки. На питающие выводы потенциометра подается опорное напряжение +5 V и “масса”, а подвижный контакт датчика является сигнальным. Выходной сигнал датчика положения дроссельной заслонки является одним из базовых для расчёта блоком управления двигателем необходимого количества топлива, для определения текущего режима работы двигателя и для расчёта оптимального угла опережения зажигания. Например, в режиме пуска двигателя количество подаваемого топлива рассчитывается по температуре двигателя, по степени открытия дроссельной заслонки и по фактической частоте вращения коленвала.  На работающем двигателе при закрытой дроссельной заслонке блок управления двигателем переходит в режим стабилизации частоты вращения коленчатого вала двигателя – режим поддержания холостого хода. Заданная частота вращения коленвала при этом зависит от температуры охлаждающей жидкости, от нагрузки на двигатель и от скорости движения автомобиля и регулируется путём изменения степени открытия регулятора холостого хода и изменения угла опережения зажигания.   Для устранения “провала” запаздывания набора оборотов в момент резкого открытия дроссельной заслонки, блок управления двигателем кратковременно подает дополнительную порцию топлива.   Если дроссельная заслонка открыта более чем на ~70 %, блок управления двигателем переходит в режим полной нагрузки, обеспечивая максимальную мощность двигателя путём приготовления несколько обогащённой топливовоздушной смеси.   Когда при движении автомобиля дроссельная заслонка резко закрывается, блок управления двигателем активирует режим принудительного холостого хода (или режим торможения двигателем) путём полного прекращения подачи топлива до тех пор, пока обороты двигателя не снизятся до определенной величины.   Остальные относительно стационарные положения дроссельной заслонки между режимом “поддержки холостого хода” и “полной нагрузки”, называются режимом “частичной нагрузки” двигателя. В этом режиме блок управления двигателем поддерживает оптимальное соотношение топливно-воздушной смеси близкой к 1:14,7, за счет использования сигнала обратной связи от кислородных датчиков.

 

 

Однако, хотя конструкции этих датчиков отличаются от транспортных средств к транспортным средствам, любые или все три датчика, показанные здесь, могут быть замешаны в кодах неисправностей OBD II, которые тесно связаны с P0105, то есть P0106, P0107, P0108 и P0109.

Датчики положения дроссельной заслонки расположены на корпусе дроссельной заслонки, которые не следует путать с датчиком MAF, который находится в другом месте входного тракта. В этом приложении фактический TPS представляет собой черный пластиковый блок, прикрепленный к корпусу дроссельной заслонки алюминия двумя винтами. Обратите внимание на разъем с тремя проводами, ведущими из него.

«Неисправность цепи» указывает на неисправность в цепи управления, а не на неисправность датчика или другого компонента. При использовании кодов «Цепь неисправности» замена датчиков и компонентов в затронутой цепи почти никогда не решит проблему, поскольку, как указывает код, проблема в цепи . Это различие между «цепью» и «датчиком / компонентом» является большой помощью для всех, кто пытается диагностировать код неисправности цепи, поскольку он значительно сужает список возможных причин.

Каковы общие причины P0105?

Общие причины кода P0105 одинаковы для всех приложений; однако симптомы кода P0105 могут отсутствовать одинаково во всех приложениях. Например, вакуумные утечки (которые могут устанавливать код P0105) на некоторых, если не на большинстве, моделях BMW могут вызвать неконтролируемое увеличение оборотов, а затем серьезное снижение. Другие приложения могут вести себя по другому или так же, но этот код может быть установлен в результате проблем с вакуумной системой во многих приложениях. Общие причины кода P0105 включают следующее:

  • Могут присутствовать пропуски или неравномерность работы двигателя.
  • Воздух поступает в входной канал через просачивающиеся прокладки или разрывает / удаляет / разрушает вакуумные шланги / линии или впускные каналы.
  • Открытые / короткие замыкания в связанной проводке из-за коррозии или физического повреждения проводки.
  • Дефектные датчики MAP / MAF / BARO / TPS.
  • Забитый каталитический нейтрализатор (ы).
  • Потеря массы с датчиком MAP.
  • Потеря массы с датчиком TPS.
  • PCM, хотя это редко.

Каковы симптомы P0105?

Хотя наиболее распространенные симптомы кода P0105 во всех случаях одинаковы, серьезность одного или нескольких симптомов может варьироваться от транспортного средства к транспортному средству. Ниже приведены некоторые из наиболее распространенных симптомов, связанных с кодом P0105:

  • Световой индикатор неисправности двигателя и сохраненный код неисправности.
  • Возможно увеличение расхода топлива.
  • Возможный трудный старт.
  • Снижение мощности двигателя.
  • Увеличенные обороты.

Как устранить неисправность P0105?

В большинстве приложений параметр первичного кода установлен, когда обнаружен неправильный / несогласованный / плохо коррелирующийся сигнал в течение непрерывного периода в 4 секунды или более. Значение фактического сигнала сравнивается с опорным напряжением, которое может быть различным для некоторых транспортных средств, хотя опорные напряжения от датчика MAP обычно изменяются между примерно 1 вольт (или немного меньше) для двигателей, работающих на холостом ходу, и от 4,5 до 5 вольт для двигателей, работающих на оборотах.

Типичные эталонные напряжения (от 1 до 4,5 вольт) от TPS должны точно соответствовать значениям, полученным от датчика MAP при изменении частоты вращения двигателя и нагрузки. Обратитесь к руководству по ремонту для обрабатываемого автомобиля для получения точных значений сигнала.

Накопленная грязь и масляные остатки на сенсорном элементе MAF (Mass Airflow) могут приводить к генерированию неправильных сигнальных напряжений. Поэтому на автомобилях, оборудованных датчиками MAF, очистка элемента с помощью чистящего средства в качестве первого шага в диагностике / ремонте часто будет устранять код P0105, а также очистка / ремонт / замена разъединенных электрических разъемов на всех соответствующих датчиках, то есть , MAP, MAF и / или комбинированные датчики MAF / BARO.

Диагностика кода P0105 требует, чтобы двигатель работал в идеальном рабочем состоянии. Если коды пропусков зажигания или вакуумные системы присутствуют вместе с P0105, сначала устраните эти коды, прежде чем пытаться диагностировать и ремонтировать код P0105.

Шаг 1

Предполагая, что нет видимых повреждений датчиков, проводки и разъемов, начните процедуру диагностики, проверив данные о сохраненных ошибках с помощью подходящего сканера или считывателя кода. Обратите внимание, что зажигание должно быть «включено», при этом двигатель «ВЫКЛ» для этого шага. Если доступны данные фреймового кадра, он будет служить своего рода снимком идентификаторов параметров установки кода, который служит для более точной идентификации основной причины кода P0105.

В режиме «с ключом на выключение двигателя» сигнал датчика MAP должен считываться примерно 4 вольта, если вы находитесь на уровне моря, из-за высокого атмосферного давления.

На автомобилях, оснащенных комбинированными датчиками MAF / BARO вместо датчиков MAP, должны соответствовать напряжения BARO и MAF. Если с поврежденными разъемами не обнаружены какие-либо проблемы, и код сохраняется после очистки сенсорного элемента MAF, выполните тщательный осмотр всей связанной проводки. Отремонтируйте / замените поврежденную проводку, как требуется, чтобы устранить разомкнутые цепи, короткое замыкание и проблемы с цепью / заземлением / опорным напряжением.

Шаг 2

В этот момент также проверьте наличие засоренного / загрязненного воздушного фильтра, засоренного или поврежденного каталитического нейтрализатора (-ов), поврежденного или отсоединенного воздуховода, выбитых или разрыхленных вакуумных шлангов и препятствий во впускном тракте. При необходимости отремонтируйте / замените шланги, воздуховоды, фильтрующий элемент или вакуумные линии. Очистите код и проверьте автомобиль, чтобы узнать, возвращается ли ошибка.

Шаг 3

Если код сохраняется, проверьте заданное опорное напряжение на разъеме датчика МАР. Также проверьте массу и целостность цепи, особенно в сигнальном проводе между PCM и разъемом датчика MAP, но перед тем, как начать проверку целостности, обязательно отключите все модули управления. Если сигнальный провод показывает бесконечное сопротивление, отремонтировать разомкнутую цепь в цепи сигнала MAP.

Обратитесь к руководству по ремонту, чтобы определить цветовое кодирование и расположение проводов в разъеме. При необходимости отремонтировать источник питания, непрерывность и массу. Сбросьте ошибку, протестируйте автомобиль и повторите проверку системы, чтобы узнать, возвращается ли код.

Один провод в разъеме несет сигнал напряжения на PCM, в то время как другие провода являются проводами подачи опорного напряжения и массой.

Шаг 4

Если все опорные напряжения и показания заземления находятся в пределах спецификаций, а непрерывность в порядке, проверьте датчик MAP, применив к нему вакуум. Используйте сканер для контроля результата теста вакуума, но обязательно обратитесь к справочным данным производителя по  давлению, чтобы правильно интерпретировать полученное показание.

Напряжение от датчика MAP должно постепенно уменьшаться от примерно 5 вольт до примерно 1 вольта или чуть меньше, поскольку к датчику применяется более сильный вакуум, и при освобождении вакуума увеличивается до примерно 5 вольт. Если напряжение сигнала не изменяется в соответствии со спецификацией изготовителя, замените датчик MAP, если обнаружено, что его уплотнение целое и работоспособное.

Также «покачайте» немного разъем датчика MAP, пока датчик находится под вакуумом, и проверьте, не меняется ли напряжение сигнала. Если это так, разъем вызывает плохие контакты. При необходимости отремонтируйте / замените разъем. Повторите проверку вакуума после ремонта, чтобы подтвердить, что проблема с разъемом была устранена.

В некоторых приложениях сигнал от датчика MAP может казаться «застрявшим» примерно на 0,5 вольта.

Но чаще происходит, что напряжение датчика MAP будет «застревать» на уровне около 4,5 вольт, независимо от используемого вакуума. Если это произойдет, снимите провод сигнала датчика с разъема PCM и проверьте напряжение на проводе. Если обнаружено около 4,5 вольт, отсоедините разъем от датчика MAP и снова проверьте напряжение в сигнальном проводе. Если все еще присутствует ток 4,5 В, между сигнальным проводом и 5-вольтным эталонным проводом существует короткое замыкание. Отремонтируйте / замените проводку, чтобы устранить короткое замыкание.

Если, однако, ток на сигнальном проводе исчезает после отсоединения разъема датчика MAP, и есть хорошее заземление, внутри датчика MAP имеется внутреннее короткое замыкание, и его необходимо заменить.

Шаг 5

После завершения всех ремонтных работ или замены снимите ошибки и проверьте автомобиль, чтобы узнать, возвращается ли код. Если код (и симптомы) сохраняется, несмотря на неоднократные проверки и попытки ремонта, может возникнуть периодическая ошибка, которая может потребовать от вас ухудшения состояния или работы до того, как будет произведена точная диагностика и ремонт.

В некоторых случаях PCM может быть дефектным или в процессе сбоя, но это чрезвычайно редко, и ошибка должна быть исправлена ​​в другом месте до замены PCM.

Полная версия см. Журнал Автомастер № 10, 2017