Автосервис. Что нас ждет

Прогресс неумолим. Остановить его невозможно. Популярные в прошлом профессии ткачей, кузнецов, гончаров и других ремесленников перешли из разряда массовых в эксклюзив для избранных. И мало кто сейчас вспоминает о том, как чувствовали себя эти труженики, когда индивидуальная работа стала невостребованной и уступила место на рынке заводам и фабрикам, с их машинами, станками и конвейерами.

Развитие автомобилестроения в пользу электрического транспорта неизбежно приведет к изменениям в автомобилестроении и автосервисе. Уже сегодня для автомобильных гигантов стала настоящей головной болью проблема тысяч работников, которых надо увольнять, переучивать, сокращать… Но у гигантов есть хорошая финансовая подложка. А что будет с автосервисами?

Ведь только в Украине это тысячи предприятий, десятки тысяч работников.

В то время как все еще на относительно слабойбазе, Battery Electric Vehicles (BEVs) становятся все более популярными, чему способствуют правительственные стимулы, низкие затраты на энергию и обслуживание, а также повышение производительности и удобства использования.

В Украине – настоящий электромобильный бум. Несмотря на небольшие объемы традиционного авторынка, продажи машин на электротяге постоянно растут. За шесть месяцев 2017 года в Украине было зарегистрировано 1668 таких транспортных средств, что на 165% больше, чем за такой же период 2016 года.

Это статистика только первых регистраций, без учета перепродаж, сообщает Федерация работодателей автомобильной отрасли на основе анализа данных МВД. Во втором квартале 2017 электромобилей продано на 27% больше, чем в первом, а по сравнению с прошлогодним показателем второго квартала рост составил 187%. Если говорить конкретно о марках, то в лидерах первого полугодия 2017 г. традиционно – электромобили Nissan благодаря модели Leaf (1419 ед., или 85% всех регистраций). На второе место вырвался Ford (55 авто, или 3,3 % регистраций). Таким образом, он обошел прошлогоднего серебряного призера – Tesla (49 ед., или 2,9% регистраций). Немного отстал от тройки BMW (41 авто, 2,5%). Электромобили Mercedes-Benz разошлись тиражом всего в 15 экземпляров, что составило 0,9% всех регистраций.

Электрические транспортные средства, вслед за скандалом Volkswagen «Дизель-гейт» в конце 2015 года, теперь получают гораздо больше внимания со стороны всех крупных OEM-производителей. Большинство производителей обязались производить к 2025 году не менее 25% EV их общего годового производства; и многие европейские города, такие как Париж, Лондон и Мадрид, внедрили законодательство, чтобы либо устранить, либо значительно сократить ввоз дизельных автомобилей в центры города.

Многие города и провинции старушки Европы предлагают значительные стимулы для приобретения и владения EV, а также для пробных электрических автобусов для общественного транспорта, все с целью улучшения качества воздуха в городах и сокращения выбросов углекислого газа.

И так, с тенденцией все понятно. Но проблемы с рабочими пусть остаются на совести производителей. Нс же больше интересует автосервис.

Начнем с обслуживания автомобиля. Для первых 240 000 км он буквально нуждается только в обслуживании подвески, визуальных осмотрах и иногда надо менять фильтр салона.

Это заставляет задуматься. В руководстве не слишком много работы для станции послепродажного обслуживания. Даже на хорошо эксплуатируемом 240 000 км электромобиле все, что нужно сделать, это «Слив и заполнение контуров охлаждающей жидкости». Звучит как плановая замена масла которая требуется только после четверти миллиона километров. По сути, если не брать во внимание сезонность резины, клиент сам может заменить салонный фильтр и, если следит за тем, чтобы автомобиль работал правильно, автомобиль не нуждается ни в каком обслуживании.

Понятно, что это голая теория. На практике возникает ряд проблем, включая диагностику и ремонт массы периферийного оборудования. Но, тем не менее, это не идет ни в какое сравнение с автомобилями, оборудованными двигателями внутреннего сгорания.

Итак, что это значит, если вы являетесь поставщиком автосервисных услуг? Конечно, вашему клиенту, вероятно, понадобится несколько комплектов шин за эти 250000 километров, и к этому моменту ему понадобится несколько ремонтных работ. Итак, давайте рассмотрим электромобиль и определим несколько областей, которые могут потребовать внимания.

  • Двигатель / трансмиссия. Электродвигатели имеют очень мало подвижных частей, поэтому это означает, что только несколько частей со временем придется заменить.
  •  Аналогично с коробкой передач – всего лишь одна скорость, по существу, редуктор со встроенным дифференциалом. Так что это тоже не понадобится.
  • Большинство сервисов деньги делает на техническом обслуживании. Так, каждые шесть месяцев или приблизительно 10 000 км большинство автомобилей внутреннего сгорания (ICE) нуждаются в смене масла. Однако это не требуется с EV, и, следовательно, большинство клиентов в основном не будут поддерживать свои транспортные средства вообще. Единственный раз, когда владелец обратится в сервис – когда что-то сломается.
  • Тормоза. Если большинство людей ездит на одной педали и редко прикасается к тормозам, то обычная работа с тормозами может уйти в прошлое.
  •  Компоненты подвески. Были небольшие изменения в том, как работает подвеска. Поэтому весьма вероятно, что это не будет отличаться от сегодняшнего дня. Таким образом, все еще будет потребность в амортизаторах, втулках и других частях шасси.
  • Шины – обычно EVs оснащены шинами с более высоким пробегом, но по существу это не изменится. Износ шин, замена и шиномонтажи могут чувствовать себя уверенно.
  • Кузов / Салон – это вряд ли сильно изменится по сравнению с тем, что имеем сегодня. Разумеется, характеристики автомобиля становятся все более сложными и чаще используются электроника, особенно датчики для обеспечения безопасности. Однако это принципиально не отличается от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
  • Батарея – Без сомнения, это самое важное звено. Например, для Bolt GM определяет гарантийный период составляет восемь лет или 160 000 км пробега, поэтому наступит некоторое время, прежде чем какие-либо болты появятся на вторичном рынке для потенциальной проблемы с батареей. GM указывает, что батарея потеряет от 10 до 40% от ее производительности в течение гарантийного срока, в зависимости от возраста, климата и того, как движется автомобиль, что говорит о том, что производительность батареи ухудшается в среднесрочной перспективе и поэтому становится потенциальной возможностью послепродажного обслуживания, Замена и восстановление аккумуляторных батарей станет все более и более важной. Но сама замена на том же Nissan достаточно простая и быстрая операция.

Нет никаких сомнений в том, что электромобили будут продолжать развиваться, поскольку их издержки и барьеры для развития сокращаются. Для потребителя отсутствие необходимого технического обслуживания электромобилей – это огромная победа, но для сервисов развитие электомобилестроения представляет серьезную  опасность.

Уже сегодня сервисы должны тщательно продумать, как существенное сокращение потребностей в обслуживании влияет на их бизнес-модель, и им необходимо понять, где могут возникнуть угрозы и возможности в будущем.

Буквально лет семь назад мой товарищ говорил про Т-4: «На мой век хватит». Товарищ еще полон сил и энергии, а Т-4 уже несколько лет стал редкостью. Более того, уже и популярнейший «ренопель» стал сдавать позиции, хотя занимает значительную долю в обслуживании дизельного парка. Что ждет дизельный автомобиль дальше? В Европе продажи дизельных легковых автомобилей уже начали уходить в низ, сдавая позиции (доля рынка была около 50%). В основном они были заменены бензиновыми двигателями. Это означает большие последствия для автомобильного рынка послепродажного обслуживания в Европе. Конечно, часть автомобилей будет пераспределена к нам. Но надолго ли хватит этой тенденции, ведь идет сокращение производства.

Но остается вопрос о средних и тяжелых транспортных средствах, где дизель доминирует во всем мире. Дизельгейт заставил широкую мировую общественность осознать, что грузовики и автобусы также в значительной степени способствуют плохому качеству воздуха, независимо от того, соответствуют ли они государственным нормам или нет.

В краткосрочной перспективе дизель будет продолжать доминировать на этом рынке, однако новые конкуренты вводят новые альтернативы.

В Proterra, Volvo, Hyundai и BYD есть автобусы EV, доступные для продажи в настоящее время, некоторые с запасом хода до 800 километров.

Mercedes тестирует линию грузовиков EV. А Nikola Trucks тестирует установки на водородном топливном элементе.

Для транзитных автобусов и городских транспортных средств EVs имеют большой сенс. Они предлагают транспорт без выбросов с легким доступом к пунктам зарядки.

В настоящее время компании разрабатывают ультраконденсаторы, которые могут принимать и распределять большие объемы заряда очень быстро – до 8 кВт за час всего за 30 секунд. Т.е. пока один пассажир забирает вещи, выходит или пересаживается, у водителя достаточно времени, чтобы зарядить автобус еще на 30 километров. Жители города во всем мире уже начали кампанию по электрификации автобусов, а недавно началась массовая кампания против MTA (Metropolitan Transit Authority) в Нью-Йорке.

Для дальнемагистральных грузовых автомобилей или транспортных средств, которые работают в отдаленных районах с ограниченным доступом или без доступа к зарядной станции, воздействие свободных выбросов, вероятно, займет больше времени. Конечно, водородные топливные элементы предлагают самые обещающие перспективы, с диапазоном и временем заправки, которые параллельны традиционной нефтяной инфраструктуре. Однако водород также трудно хранить, станции зарядки имеют в настоящее время очень ограниченную инфраструктуру и, как правило, водород производится в основном как побочный продукт природного газа, который создает выбросы.

Скорее всего нам не грозит быстрый переход коммерческого транспорта на другие виды топлива. Однако Dieselgate создал общественное сознание, и это может привести к устойчивому долгосрочному снижению продаж дизельного транспорта, поскольку мир переходит к более чистым решениям без выбросов. Это может занять некоторое время, но вы можете делать ставки, что через 20-30 лет на дороге уже не будет засилья дизеля.

Конечно, все это пока только предположения, основанные на сегодняшнем развитии отрасли. Можно не задумываться о дне завтрашнем. Но, вспомните Kodak, который недооценил развитие цифровой фотографии (хотя владел большинством патентов в этой области на то время) и стал банкротом. Возможно, это отношение лучше всего обобщено генеральным директором Nokia Стивеном Элопом, поскольку компания была продана Microsoft: «Мы не сделали ничего плохого, но почему-то мы проиграли».

Или тот же Microsoft, отрицавшая происходящие изменения, отказавшаяся признать опасность и действовать соответственно.”Пятьсот долларов? Полностью субсидируется? С планом? Я сказал, что это самый дорогой телефон в мире … (и) у него нет клавиатуры! »- сказал Стив Балмер, бывший генеральный директор Microsoft, в ответ на запуск оригинального iPhone в 2007 году. Microsoft полностью упустила идею телефона как платформу приложения и, следовательно, пршляпила многие возможности на мобильных устройствах, позволяя компаниям, таким как Google и Apple, быстро превзойти их.

В автосервисе пришло время принять решения. Будем ли мы отрицать развитие или просто не действовать? Или мы будем начеку и найдем решение для своего дальнейшего развития?

Журнал Автомастер, №5, 2017

3 thoughts on “Автосервис. Что нас ждет

  1. Больше работы будет електрикам и електронщикам,диагносты кто переквалифицируется без работы не останутся.СТО електромобилей.

  2. Диагностам стоит думать. Сколько сейчас разбирающихся в переферии? С системой управления слабо, специалистов не хватает, а с переферией еще хуже.
    Да и не известно будет ли готов клиент платить за то, что, например, не работает регулировка звука на руле. Одно дело когда автомобиль не едет, и совсем другое, когда не работает подогрев сидений. Автомобиль с неработающим парктроником далеко не редкость – при покупке автомобиля были деньги на установку, а теперь не доходят руки, нет желания, денег и т.д.

  3. Вы правы по поводу периферии,всегда с мелочами отправлял к електрикам,не было интереса устранять очевидное.Думаю каждый диагност должен быть електриком,иначе никак.В електромобилях свои болячки,то зарядку не берет,то вдруг пробег проседает,то большую батарею надо перебрать,очень часто владелец садит малую батарею,тоже кусочек работы.Думаю прогрессивные люди жаждущие новых знаний без работы не останутся.С ув.

Leave a Reply

Your email address will not be published.