ЭПИЗОД ИЗ ДИАГНОСТИКИ. NISSAN QASHQAI 1.5DCI K9K

Притащили «на галстуке» Nissan Qashqai. Заглох на ходу и не заводится. В этом автомобильчике установлен достаточно известный моторчик 1.5dCi K9K от Renault, топливная аппаратура Siemens, конструктивно отсутствует сажевый фильтр.

Подключившись сканером обнаружил кучу ошибок, но легче от этого не стало.

Ошибка P0087 указывает на то, что в топливной рампе нет давления. После прокачки системы давление появилось, но мотор всё равно не завёлся – чуть схватывает, и всё.
Снимаю защитную крышку над форсунками, заодно сняв патрубок, идущий к турбине, чтоб не мешал. И – о чудо, мотор завёлся!
Но работал он как‑то странно, «выплёвывая» отработавшие газы в обратном направлении. Снимаю крышку с масло‑заливной горловины – оттуда с хлопком вырываются клубы дыма вперемешку с брызгами моторного масла. «Сапунит», как говорят мотористы. Обычно такое происходит при «умершей» поршневой. Что ж,
будем проверять.
Подключаю USB Autoscope III и для начала смотрю относительную компрессию с помощью токовых клещей. Для этого накидываю APPA32 на минусовой провод, отключаю форсунки, на разъём первой форсунки подключаю имитатор (пьезоэлемент, снятый с неисправной форсунки) и накидываю вторые клещи
CA60 для синхронизации.

Ну что ж, вроде ничего криминального: размах порядка 90 Ампер и разница по цилиндрам хоть и есть, но небольшая: во втором цилиндре немного больше, в остальных примерно одинакова.
Но что же является причиной «сапунения»? Проверим абсолютные величины, благо, подобраться к свечам накаливания на этом движке достаточно просто. Для замера компрессии использую датчик Px35.

Результаты замеров:
1-й цилиндр – 21.7 Bar;
2-й цилиндр – 22.8 Bar;
3-й цилиндр – 21.8 Bar;
4-й цилиндр – 21.5 Bar.
Учитывая паразитную ёмкость гибкого удлинителя, компрессия в норме, причём во втором цилиндре на 1 Bar больше чем в остальных, что и подтверждает экспресс‑тест с токовыми клещами, представленный выше.
Но меня заинтересовал один момент на осциллограмме:

Такой наклонной линии на такте выпуска на дизелях обычно не вижу, она должна быть горизонтальной. А что если завести мотор на трёх цилиндрах, а в четвёртом оставить датчик и записать сигнал на холостом ходу?

Пробуем:

А вот здесь уже отчётливо видно, что на такте выпуска мы имеем противодавление порядка 2 Bar (вторая часть рисунка)! Это на холостом. Выпуск забит напрочь! Тут я вспомнил, что клиент совсем недавно звонил, жаловался на периодическую пропажу тяги, хотел записаться на диагностику, но не успел…

Итог такой: в соседнем сервисе сняли турбину, она заклинила и заблокировала выпуск.
Причиной скорее всего был частично забитый катализатор, который под нагрузкой создавал «подпор» на выпуске и турбина сильно грелась, вплоть до того, что уже начала подклинивать на ходу, пока не умерла совсем… Катализатор выбили, турбину
заменили, машина поехала.

Олег МАЛИН, Журнал Автомастер №10,2016