Эпизод из диагностики

Opel Vivaro 2003 года, мотор 1.9 DCi F9Q – один из первых Common Rail моторов от Renault, простой и надёжный. Проблема: плохой холодный запуск, сизый дым, троение, повышенный расход топлива, упала тяга. Стоит сказать, что мотор после ремонта – притирались и регулировались клапана, после чего прошёл не более 1000 км.

Подключаю сканер и сразу бросается в глаза очень завышенная коррекция по 3‑й форсунке: +5 мг/цикл. На первый взгляд – хромает форсунка; но не будем делать скоропалительных выводов.

Достаю USB Autoscope III и, подключившись одним щупом к датчику коленвала а токовыми клещами к первой топливной форсунке, записываю сигналы для скрипта CSS Андрея Шульгина. Запускаю скрипт и получаю такие результаты:

На сбросе оборотов третий цилиндр «провалился» (на иллюстрации выше отмечено красным кольцом); это указывает на проблему с компрессией. На частичной нагрузке виден «протрой» (отмечено красным прямоугольником).

А вот что показала вкладка «сжатие»:

Здесь видно, что сопротивление, создаваемое на такте сжатия цилиндром 3, намного меньше, чем у остальных цилиндров.

Решил перепроверить компрессию другим способом. Для этого отключаю разъёмы от топливных форсунок, к первому разъёму подключаю «эмулятор форсунки» (катушку от форсунки Bosch CommonRail) и для синхронизации одеваю малые токовые клещи, а мощные токовые клещи APPA32 одеваю на «минусовой» провод аккумуляторной батареи.

Налицо явное снижение компрессии в цилиндре 3. К слову сказать, традиционным способом компрессию не измерял, так как не удалось выкрутить свечу накаливания из этого цилиндра.

Что же с этим мотором делать дальше? Осталось только определить, неисправность чего конкретно стала причиной ухудшения компрессии – поршневой группы, или клапанов газораспределения? Для этого пьезо‑датчик подсоединяю через переходник к масло‑заливной горловине, и синхронизируюсь по первой форсунке с помощью токовых клещей.

Но здесь разброс амплитуды пульсаций минимальный, поршневые кольца 3‑го цилиндра если и имеют утечки, то они на уровне остальных цилиндров, чего не скажешь о компрессии. Таким образом, если отбросить версию о погнутом шатуне, вариант остаётся один: неплотные клапана.

Владельцу автомобиля было рекомендовано проверить зазоры в клапанах. Позже он позвонил и сообщил, что был «зажат» выпускной клапан 3-го цилиндра. После регулировки клапанов мотор «зашептал».

Олег Малин

Журнал “Автомастер” №1, 2017

Leave a Reply

Your email address will not be published.