Курилка с точки зрения менеджмента (ЛИРИКА)

Типичное будничное утро, коих много. 09:05. Курилка ремзоны. Разговор двух работяг за стаканчиком кофе:

– Блинов, диагност наш, машину новую купил. Знаешь?

– Нет! А ты как узнал?

– Да мне Иванова рассказала, бухгалтерша наша. Да, похоже, на этот раз она не на шутку решила уволиться. Подозреваю, что из-за Блинова.

– Не понял … А где логика? Причем тут Блинов?

– Ну ты даешь! Элементарно, Ватсон! Блинову Петрович нормо-час поднял почти в 2 раза, а Иванова как работала за двоих, так и работает – и помощника ей взять не разрешают, и зарплата на месте. И где тут справедливость?

– Хм, интересно, а чё это хозяин Блинова вознес до таких высот? Петрова работает со дня открытия станции, специалист она хороший, к тому же днюет и ночует в офисе – никакой личной жизни у человека, да и гм… гм… внешне она поприятней Блинова будет… Слушай, может наш Петрович ориентацию поменял?

– Вот, что думаю… В последнее время Блинов подозрительно часто с Петровичем в курилке тусовался… Вполне возможно, что там и завязались их отношения…

Так что же все-таки такое курилка и что с ней делать? Кладезь свежей информации, возможности повышения по служебной лестнице или всё-таки вредная привычка, которая отбирает драгоценное рабочее время?

Полагаю, этим вопросом занята голова каждого второго руководителя сервиса, но особенно эта тема будет актуальной и в тоже время тяжелой для понимания некурящих. Предлагаю вместе попробовать разобраться с этой дилеммой.

Итак.

  1. Хитрец Блинов уличил удобный момент, перешагнув через Вашу голову как директора станции, и на прямую с собственником договорился о существенном повышении зарплаты. Это, к сожалению, уже не отыграть назад. Выдержит ли Ваш фонд оплаты труда это повышение? Почему Вы не в курсе? Почему Блинов не обратился к Вам по вопросу повышения его зарплаты, ведь это вопрос Вашей компетенции? И т. д. и т. п. …
  1. Иванова в очередной раз собралась увольняться. На этот раз ее намерения более чем серьезны. Как её удержать в такой ситуации?

Бесспорно, рано или поздно все это Вы бы узнали в любом случае: Петрова явилась бы к Вам с заявлением об увольнении, а ремзона устроила бы очередной саботаж на предмет новой зарплаты и нового привилегированного положения Блинова – «а чем мы хуже него?».

Можно также посмотреть на эту ситуацию под другим углом –с точки зрения процесса адаптации новичков.

Анализируя, к примеру, свой опыт работы HR-ом на СТО, когда выходила на новую работу, курилка мне во многом помогла. Например, запомнить имена всех работников (курильщиков было подавляющее большинство), понять в более или менее неформальной обстановке кто есть кто –у кого какие «тараканы в голове», кто неформальный лидер, «серый кардинал», кто так называемый «центр вселенной», кто «молчун», а кто «душа компании».

Хочу сказать, что именно эти люди помогли мне в первые дни на моей новой работе.

Посудите сами, кому из ТОП-ов проводили адаптацию в первый рабочий день? В данном случае я не говорю о станциях, имеющих в своем штате HR-ов, поскольку, опираясь на опыт нашего Кадрового центра, могу с уверенностью сказать –на большинстве СТО такой специалист отсутствует.

Кто Вам в первый рабочий день ответил на вопросы: «Где можно пообедать», «где находится уборная», «как можно заказать необходимые канцтовары», «кто и когда настроит компьютер» и так далее? Если по приходу на новую работу у Вас с этим никогда не было проблем, Вам действительно повезло, потому что адаптацию директору проводит сам директор.

Работая в крупной торговой компании, как-то на одном из перекуров мне удалось поучаствовать разговоре продажников, один из которых рассказывал, как они с друзьями на прошлой неделе организовали такой себе экстрим –прыжок с парашютом. А еще на картинге катались. Потом ездили в Каменец-Подольский на «Терру-Героику», а летом в Одессу махнули с палатками на выходные к морю. Коллеги слушали его и тихо завидовали: «Вот, молодец, а тут… работа –дом –дом –работа. Времени нет, чтобы заняться отдыхом, да и на сам отдых времени не особо хватает. Замкнутый круг»… А для него такие мероприятия –его хобби и его сущность как человека.

Поскольку я никогда не любила заниматься организацией корпоративных мероприятий (а в данной компании эта обязанность была на мне), я мгновенно сориентировалась в ситуации, и через недельку этот сотрудник уже с удовольствием занимался корпоративными праздниками и корпоративными выездами нашей компании. В данной ситуации для него это было дополнительным стимулированием – его заметили, он и его таланты востребованы, его хвалят! В результате абсолютно все довольны и я в том числе, поскольку мне удалось избавиться от такой нелюбимой мною повинности.

Итак, вывод: достаточно сильным фактором демотивации сотрудника является использование только одной грани его натуры. Со временем сотрудник вырабатывается, теряет инициативу, пропадает вовлеченность.

Чем полнее задействован сотрудник в жизни компании, тем эффективнее работа и качественнее идеи, предлагаемые для развития компании.

Дорогой читатель, хочу подчеркнуть, что я ни в коем случае не говорю о том, что курить надо обязательно, иначе Вы не будет в курсе событий. Нет! Я исключительно хотела бы открыть для Вас другую сторону этого животрепещущего вопроса и, возможно, Вы пересмотрите свое отношение к курилке и курящим – использование этого инструмента во благо, коль избавиться от этого явления сложно, и Вы, несомненно, знаете это, ведь не раз и не два пытались бороться с этими «ветряными мельницами».

Конечно, большинство собственников требуют, чтобы новые, да и старые работники были некурящими. И логика их, в общем-то, проста и понятна: курильщик тратит РАБОЧЕЕ время на курение вместо того, чтобы заниматься своими прямыми обязанностями!

Несомненно, если для собственника самым важным условием является некурящий сотрудник, то, конечно, деваться некуда – нужно понимать и учитывать этот факт. А если это не основополагающее условие, то, знаю по себе, невольно начинаешь придумывать, как же курильщиков заставить работать, а не бегать на перекуры, изобретать правила, устанавливать лимиты выходов из офиса, вести реестр опозданий свыше 5 минут.

Да, и что говорить – фантазия у некоторых собственников ещё та (выдержка из корпоративного кодекса компании N: «Информация для курящих: легкие только Ваши, поэтому курение если одобряется, то только поодиночке и не дольше 5-ти минут»)!

Вопрос – ЗАЧЕМ все это? Чтобы курящий сидел за рабочим столом и работал? А если он гипнотизирует глазами часы, чтобы быстрее прошел час, когда он сможет выйти на 4 минуты покурить, как Вы думаете, он эффективно работает? Вернее, как Вы думаете – он вообще работает?

Моей подруге, директору по персоналу полиграфического холдинга (собственник которого был категорически против курения, пива по пятницам и всего остального,

поскольку в прошлом был спортсменом, а ныне – активистом и вегетарианцем), пришлось издать приказ о разрешении курить максимум 3 раза в день. Были внедрены пропускные карточки, которые фиксировали количество выходов (не считая обеденного перерыва).

Курильщиков хватило на 2 дня, потом началась «ломка». А когда начинается ломка, как известно, рождаются гениальные идеи, как от неё избавиться. Так и получилось – курильщики бегали к бабе Кате (уборщице) – брали у нее пропуск и выходили курить. Ведь на бабу Катю не упадет подозрение, что она бегает курить… Вот так. И кого напугал приказ руководителя? А главное – каков РЕЗУЛЬТАТ? Что это дало, кроме того, что я сейчас описываю реальную ситуацию?

Курящие не думали о работе, они 2 дня фантазировали, как выйти из сложившейся ситуации, чтобы опять находиться в комфортных для себя условиях. А в компании еще одной моей знакомой ввели новшество для курильщиков – вынесли «место для курения» на улицу – подумали, что так им будет неохота преодолевать 10 этажей туда – назад. Как бы ни так! Теперь вместо 5 минут на перекур уходило 10-15 минут + всем сотрудникам приходилось долго ждать лифт …

Вот тогда лично я для себя поняла, что курильщиков бессмысленно «переделывать» и вводить для них новые правила – это их способ жизни, это их привычка, это часть их личности. Ведь нам важно, насколько эффективно будет сотрудник работать, как он понимает свои цели задачи, как он справляется с ними, и, если это не мешает ему справляться со своими обязанностями, а наоборот, он так расслабляется и снимает напряжение – пускай себе курит!

Ведь курилка – это все-таки особое место. Это место, где общаются между собой сотрудники, где они обговаривают жизненные моменты, помогают друг другу советами и делятся информацией…

 

Анна ТЮТЮННИК

 

Журнал Автомастер №2, 2012

№2, 2012