ДИАГНОСТИКА И РЕМОНТ ДЕТАЛЕЙ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПОДВЕСКИ. ЧАСТЬ 2

Шарнир независимой подвески

Шарнир независимой подвески – это шаровый шарнир, то есть шар и картер вращаются и наклоняются в одних плоскостях.

01_PODV_02_2007
Шаровая опора

Эта конструкция используется в качестве переднего или заднего нижнего колесного шарнира в системах со сдвоенным поперечным рычагом независимой подвески и в многорычажных системах независимой подвески. Шарниры независимой подвески предварительно нагружены весом автомобиля статически в направлении толкания или тяги. В рабочем состоянии предварительная статическая нагрузка с динамическими нагрузками передается во всех трех пространственных осях при определенном трении в шарнирах.

Шарниры независимой подвески монтируются таким же способом, что и шарнир направляющей системы подвески колеса.

 

Поперечный рычаг подвески или рычаг независимой подвески колеса

02_PODV_02_2007
Рычаг подвески

В независимых подвесках колес рычаг независимой подвески соединяет в качестве промежуточного звена стойку колес и кузов автомобиля. В зависимости от конструкции существуют рычаги с опорой в двух, в трех и, реже, в четырех точках. По функциям в автомобиле они подразделяются на направляющие и несущие рычаги независимой подвески. Все типы конструкций связаны со стойкой колес через шаровый шарнир. Направляющие рычаги независимой подвески воспринимают усилия, вызванные ускорением, торможением, а также боковым смещением.

Помимо тормозных, приводных и поперечных сил несущие рычаги независимой подвески дополнительно принимают вес автомобиля, который передается через стальные или пневматические рессоры.

 

Стабилизатор

03_PODV_02_2007
Стабилизатор (стойка стабилизатора)

Стабилизатор – это стержень с двумя шаровыми или резиновыми шарнирами на концах. Соединительный стержень толщиной 8_10 мм изготовлен, как правило, из стали. На его концах находятся приваренные стальные кольца или стальные чашки.

Все чаще по соображениям стоимости и веса используют стабилизаторы из пластмассы, но они требуют большего монтажного пространства. Вес также снижается, если соединительный стержень из пластмассы и алюминиевой трубки. В настоящее время без дополнительных расходов вес может быть наиболее эффективно снижен путем использования продуманной комбинации материалов. При этом стержень, например, состоит из армированной стекловолокном пластмассовой трубки, на концах которой находятся пластмассовые проушины, прикрепленные к стержню посредством сварки трением.

04_PODV_02_2007
Шарнир независимой подвески
05_PODV_02_2007
Поперечный рычаг

 

Техническое обслуживание и диагностика

 

Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию, как и в случае с обслуживанием рулевого управления, сводится к очистке шарниров, включая соединительные детали. При этом производитель запрещает использовать любые чистящие средства и растворители. Допускается использование сухой ветоши. При этом необходимо следить за тем, что бы не повредить уплотнительные сильфоны.

 

Случаи повреждения

 

Причины повреждения

Основными причинами повреждений деталей ходовой части являются:

– повреждения в результате приложения чрезмерного усилия (авария, наезд на бордюр и т.п.);

– коррозия;

– попадание посторонних предметов и грязи в шарнир вследствие дефекта в резиновом сильфоне.

Диагностика повреждения:

  1. Осмотр:

– общее состояние автомобиля;

– возраст автомобиля;

– пробег автомобиля.

  1. Пробная поездка:

– слышны ли шумы.

  1. Проверка шарнира независимой подвески: приподнять автомобиль, пока колеса не будут свободно двигаться, взяться за колесо сверху и снизу и с силой покачать (колесо не должно двигаться).
  2. Проверка поперечного рычага подвески:

– правильно ли расположен шарнир (особенно при клепанных шарнирах). В случае сомнения демонтировать рычаг независимой подвески и проверить люфт шарнира;

– имеется ли коррозия;

– не поврежден ли резиновый сильфон шарниров;

– не повреждены ли пружинные зажимные кольца и все ли они в наличии, и надежно ли они сидят в соответствующем месте;

– видны ли внешние повреждения или деформация.

 

Последствия повреждений:

– повышенный износ других частей автомобиля;

– повышенный износ резинометаллических соединений;

– неравномерный износ шин;

– ухудшение комфорта при езде;

– ухудшение динамических свойств автомобиля;

– значительное снижение безопасности езды;

– невозможность удерживать прямолинейность движения.

 

Последствия повреждения резинового сильфона:

– под воздействием водяных брызг вымывается специальная смазка;

– частицы грязи проникают внутрь шарнира;

– разрушается внутренний сферический вкладыш из пластмассы;

– повреждается шаровая цапфа и картер шарнира;

– зазор шарнира не соответствует нормам.

 

Монтаж

 

При монтаже необходимо помнить, что крепежные элементы (болты, гайки, шплинты) должны быть заменены новыми, соответствующими спецификациям ОЕ.

Сварка, нагрев или рихтовка деталей не допускаются.

Необходимо соблюдать соответствующие технической документации моменты затяжки.

Для демонтажа крепежа не допускается использование горелок. Здесь надо пользоваться специальной автохимией.

При выполнении работ необходимо пользоваться специальными приспособлениями.

Резиновый сильфон перед монтажом необходимо одеть на нужную высоту и очистить место посадки шарнира.

После ремонта обязательно необходимо произвести измерение и повторную регулировку осей.

07_PODV_02_2007
Пример типичного образования ржавчины на детали ходовой части, вызванного водяными брызгами или соли для посыпки улиц.
Повреждение уплотнительного сильфона на шарнире независимой подвески вследствие использования неправильного инструмента (отвертки)
Повреждение уплотнительного сильфона на шарнире независимой подвески вследствие использования неправильного инструмента (отвертки)

 

 

Повреждение уплотнительного сильфона шарнира независимой подвески, вызванное контактом с тормозной жидкостью или моторным маслом.
Повреждение уплотнительного сильфона шарнира независимой подвески, вызванное контактом с тормозной жидкостью или моторным маслом.

 

Повреждение уплотнительного сильфона на стабилизаторе вследствие удара камнем или касания автомобилем земли.
Повреждение уплотнительного сильфона на стабилизаторе вследствие удара камнем или касания автомобилем земли.
Кратковременное косвенное повреждение поперечного рычага подвески из-за неплотности резинового сильфона.
Кратковременное косвенное повреждение поперечного рычага подвески из-за неплотности резинового сильфона.

 

Повреждение шарнира независимой подвески, вызванное использованием при монтаже молотка вместо специального инструмента для запрессовки.
Повреждение шарнира независимой подвески, вызванное использованием при монтаже молотка вместо специального инструмента для запрессовки.

 

 

 

 

Изгиб крышки, вызванный сильным перенапряжением или вследствие удара молотком по шаровой цапфе.
Изгиб крышки, вызванный сильным перенапряжением или вследствие удара молотком по шаровой цапфе. Рисунок для сравнения к приведенному слева повреждению: как выглядит крышка в исправном состоянии.

 

Журнал Автомастер №2, 2007