ДИАГНОСТИКА И РЕМОНТ ДЕТАЛЕЙ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПОДВЕСКИ. ЧАСТЬ 1

Кажется, что нет ни одного автосервиса, работники которого не занимались бы ремонтом подвески. Качество дорог и нежелание автовладельцев щадить автомобиль приводят к повсеместному распространению этого вида работ. Естественно, что каждый механик считает себя специалистом в этой области. С одной стороны это правильно, но с другой  квалификация механика определяется не столько умением заменить одну деталь на другую, сколько определить какая из деталей может еще послужить и как долго не потребует замены, а также определить причину выхода из строя. Поэтому надеемся, что предлагаемый цикл статей будет интересен всем механикам, так или иначе связанным с диагностикой и ремонтом ходовой. Так же хотелось бы напомнить читателю, что от состояния деталей подвески рулевого управления зависит срок службы амортизаторов.

 

Тяга рулевой трапеции

Тяга рулевой трапеции
Тяга рулевой трапеции

Тяга рулевой трапеции служит соединительным элементом между рулевым механизмом и стойкой колес. Она передает выполняемые водителем управляющие движения на передние колеса.

Чтобы установить соотношение углов поворота управляемых колес, необходимо изменить длину поперечной рулевой тяги. Такая регулировка длины может быть осуществлена различными регулировочными механизмами.

Классические схемы: тяга рулевой трапеции регулируется с двух сторон (юстировка осуществляется путем поворота трубы) и с одной стороны (юстировка осуществляется путем поворота резьбовой втулки).

Тяги рулевой трапеции подразделяются на внешние, которые почти всегда имеют форму кривошипа, и внутренние  осевые шарниры которые крепятся к концам зубчатой рейки.

Место соединения с зубчатой рейкой герметизировано сильфонами. Тяги рулевой трапеции используют для регулировки схождения колес.

 

Наконечник тяги рулевой трапеции

Рулевой наконечник
Рулевой наконечник

Наконечники рулевой тяги или шарниры рулевой тяги в действительности являются шаровыми угловыми шарнирами. Фрикционную пару образуют материал вкладыша и поверхность шара. Именно фрикционная пара определяет начальный момент пуска, крутящий момент, момент движения и люфт шарнира.

Высококачественные вкладыши из синтетических материалов помимо пониженной деформируемости обладают также превосходными антифрикционными свойствами и очень хорошим демпфированием.

Существует много видов шарнирных сочленений. При необходимости шарнир защищается резиновыми сильфонами.

 

Осевой шарнир

 

Осевой шарнир
Осевой шарнир

“Осевым шарниром” называется внутренний шарнир рулевой тяги (на стороне рулевого механизма), который передает осевое усилие до 25 кН. Внешний шарнир / “радиальный шарнир” (со стороны колес) передает радиальные усилия. Оба шарнира связаны между собой посредством регулировочной резьбы. Это обеспечивает регулировку схождения колес. Оптимальная установка угла схождения улучшает движение автомобиля по прямой и уменьшает ассиметричный износ шин.

Осевой шарнир используется для рулевого управления с реечным механизмом, при этом гарантируются угловые смещения до 60°.

Существуют 3 типа конструкции: картер с резьбовой цапфой, картер с внутренней резьбой, картер с резьбовым отверстием.

Периодичность технического обслуживания всех этих деталей устанавливается производителем автомобиля под личную ответственность водителя и механика. Здесь важно помнить, что данные изделия напрямую влияют на безопасность вождения автомобиля, что существенно повышает ответственность механика при выборе поставщика запасных частей и ответственность за выполняемые работы. Конечно, именно при выполнении этих работ проще недостатки в работе списать на качество дорожного покрытия или деталей. Тем не менее, это не освобождает мастера от качественного выполнения ремонта.

 04_PODV_01_2007  06_PODV_01_2007

Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию

 

При подготовке к техническому обслуживанию, все производители деталей подвески требуют очистить шарниры, включая соединительные детали. При этом нельзя использовать чистящие средства и растворители, а только сухую тряпку или ветошь. Необходимо следить за тем, чтобы не повредить уплотнительные сильфоны.

 

Случаи повреждения

 

Причины повреждения

 

Как правило, повреждения этих элементов подвески происходят в результате приложения чрезмерного усилия (авария, наезд на бордюрный камень и т.д.) и коррозия, а также из-за попадания посторонних предметов и грязи в шарнир вследствие дефекта в резиновом сильфоне.

 

Диагностика повреждения

 

  1. Осмотр:

– общее состояние автомобиля;

– возраст автомобиля;

– пробег автомобиля.

  1. Проверка отдельных деталей под автомобилем:

– Имеется ли коррозия?

– Не поврежден ли резиновый сильфон шарнира?

– Не повреждены ли пружинные зажимные кольца сильфона и все ли они в наличии?

– Надежно ли они сидят в соответствующем месте?

– Не повреждена ли манжета рулевого механизма?

– Видны ли внешние повреждения или деформация?

 

Последствия повреждения:

 

– Повышенный износ других деталей ходовой части.

– Повышенный износ резинометаллических соединений.

– Неравномерный износ шин.

– Ухудшение комфорта при езде.

– Ухудшение динамических свойств автомобиля.

– Значительное снижение безопасности автомобиля.

– Дополнительные расходы на ремонт.

 

Последствия повреждения резинового сильфона:

 

Под воздействием водяных брызг вымывается специальная смазка.  Частицы грязи проникают внутрь шарнира.  Разрушается внутренний сферический вкладыш из пластмассы.  Зазор шарнира не соответствует нормам.

 

Требования производителя деталей подвески по монтажу рулевого механизма

 

  1. Соблюдайте нормы и предписания по охране окружающей среды, охране здоровья и предупреждения несчастных случаев.
  2. Крепежные элементы (болты, гайки, шплинты и т.д.) должны быть заменены согласно спецификациям ОЕ:

– самоконтрящиеся гайки стандарта DIN EN 2403228675.

– самоконтрящиеся корончатые гайки стандарта DIN 982985.

– корончатые гайки со шплинтом стандарта DIN 935.

  1. Сварка, нагрев, рихтовка деталей узлов не допускается.
  2. Соблюдайте указания по монтажу и моменты затяжки, данные изготовителем транспортного средства.
  3. Для вывинчивания болтов нельзя использовать горелки. Пользуйтесь специальным маслом.
  4. Используйте только предписанный инструмент (никаких щипцов, молотков, ломов и т. д.).
  5. Монтируйте только чистые детали.
  6. Рекомендуется всегда производить полную замену тяги рулевой трапеции.
  7. Одновременно всегда производите замену манжеты рулевого механизма.
  8. ПОСЛЕ РЕМОНТА ПРОИЗВЕДИТЕ ИЗМЕРЕНИЕ И ПОВТОРНУЮ РЕГУЛИРОВКУ ОСЕЙ.
07_PODV_01_2007
Пример типичного образования ржавчины в нижней части рулевого механизма, вызванного водяными брызгами или соли для посыпки улиц.

 

08_PODV_01_2007
Повреждение уплотнительного сильфона наконечника рулевой тяги, вызванное контактом с тормозной жидкостью или моторным маслом.
09_PODV_01_2007
Повреждение уплотнительного сильфона наконечника рулевой тяги вследствие использования ненадлежащего инструмента (отвертки).

 

10_PODV_01_2007
Поломка пружинного стопорного кольца, вызванная ржавчиной после повреждения антикоррозионного слоя при монтаже.
11_PODV_01_2007
Повреждение резьбы осевого шарнира, вызванное навинчиванием гайки с неправильным шагом резьбы.
12_PODV_01_2007
Повреждение резьбы наконечника рулевой тяги, вызванное навинчиванием гайки с неправильным шагом резьбы.

 

 

13_PODV_01_2007
Отрыв осевого шарнира вследствие перетягивания при наезде на бордюрный камень или при переезде через выбоину.
14_PODV_01_2007
Выход пластичной смазки осевого шарнира вследствие перегрева (ошибка монтажа, перетяжка при зажиме, слишком большие радиальные и осевые усилия).

Журнал Автомастер №1, 2007 г.

http://a-master.com.ua/archives/1302