ПЛАВАЮЩАЯ НЕИСПРАВНОСТЬ

ОПЕЛЬ АСТРА 1.6 л 2007 г. Владелец жаловался на то, что автомобиль не наби­рает обороты, «тупит», и много «кушает».

Иногда, особенно начинающим диагно­стам, кажется, насколько хорошо развита в современных автомобилях система самодиагностики. Ведь все очень просто. Подключил сканер. Он выдал специалисту код неисправности, например, неисправен такой-то датчик. Поменял. И все. Автомобиль исправен. Но все же, это только иллюзия. А реальность выглядит куда прозаичнее. Получил код неисправ­ности, датчик выдает неверный сигнал. Проверяешь. Да, действительно, сигнала нет, или он не корректен. Ну что ж, очередная победа. Заменяешь датчик и вро­де сигнал появился, и даже вроде нужной формы и величины, а «чудесная железя­ка» – блок управления упрямо пишет – «неверный сигнал» или его отсутствие. И вот тут проявляются все «прелести» работы диагноста: и прессинг клиента, который все время задает какие-то заум­ные вопросы. А то, стоя над душой, спро­сит несколько раз: «а может, не надо было менять датчик?», и многократные провер­ки старого и нового датчика, и целост­ность проводки и чистоту разъемов.

Вот и недавно подобный случай был на нашей станции. Обратился владелец авто­мобиля ОПЕЛЬ АСТРА 1.6 л 2007 г. Владелец жаловался на то, что автомобиль не наби­рает обороты, «тупит», и много «кушает». Ну что ж, «Астра» обычно не доставляет много проблем и поэтому, не предполагая каких- либо подводных камней, не спеша, присту­пили к диагностике. Сканер выдал целый «букет» неисправностей. На вопрос хозяи­на, были ли какие-то работы с автомобилем, последовал ответ, что осенью произво­дили ремонт двигателя. Ну что ж, причина «букета» понятна, неисправности удалены. При включенном зажигании, неисправ­ности не проявляются. Следовательно, первый предварительный вывод: все разъ­емы одеты корректно и обрывов в элек­тропроводке нет. Попробуем запустить автомобиль. Завелся уверенно. На педаль газа реагирует мгновенно. Чем недоволен владелец? На поставленный вопрос вла­дельцу, последовал ответ, мол, проблем с пуском холодного автомобиля не возника­ет, все неприятности проявляются после небольшого пробега. Что возникает после небольшого пробега? Ну, конечно, двига­тель достигает рабочей температуры, наши дороги далеки от идеальных и, возможно, что-то происходит при тряске. Возможно, «под нагрузкой» проявляются проблемы с зажиганием или смесеобразованием. Без пробной поездки не обойтись Начало поездки не принесло никаких замечаний в работе. Но вот десять минут езды, автомо­биль прогрелся, загорелся «Чек» и автомо­биль потерял резвость. После возращения на «базу», заглушили автомобиль и про­буем запустить. Запуск оказался весьма и весьма проблематичен. В памяти блока управления появились коды неисправ­ностей: неисправность датчика распред­вала и датчика разрежения во впускном коллекторе. После стирания кодов неис­правности осталось неисправность по датчику разряжения. Снова попытка запу­ска, снова неуверенный запуск и появле­ние неисправности датчика распредвала. Уже понимая, что справится быстро уже не получится, приняли решение поиски «бед» машины начать с утра.

Утром, со свежими силами, приступи­ли к «пыткам» автомобиля. Запуск про­изошел бодро, стертые коды неисправ­ностей не появляются. Рядом со станцией есть замечательный «полигон», участок дороги без дорожного покрытия, на нем хорошо проявляются те неисправности, которые вызваны тряской автомобиля. Но на эту «машинку» тряска не произве­ла никакого эффекта. Двигатель нагрелся, и сразу появились те же неисправности, что и вчера. Была маленькая странность в появлении кодов неисправности, на которую диагност сразу не обратил доста­точного внимания. Почему то, вместе с сообщением о неработающем датчике распредвала, периодически возникала и неисправность датчика разряжения, но только периодически и как-то хаотично. Если блок управления ругается на датчик распредвала, то, следовательно, необхо­димо и начинать с проверки работоспо­собности этого датчика.

Здесь сделаю небольшое отступление. Тем, кто занимается ремонтом широкой гаммы автомобилей хорошо известно, что без справочной программы не обой­тись. На нашем сервисе их несколько, но особенно часто приходится пользовать­ся ReTIS. Может быть это привычка, но на большинство вопросов именно в ReTIS мы находим ответы. Для нас здесь важно, что бы программа была максимально универ­сальной и полной.

Воспользовались ReTIS и на этот раз для получения информации по датчикам и их проверкам.

Напряжение на датчик присутствует. Масса также имеется. Подключенный осциллограф дал картинку исправного датчика. Но есть одно обстоятельство, с которым следует считаться, пока прово­дилось измерение напряжения и массы, да пока подключался осциллограф, дви­гатель немного остыл и симптомы могли пропасть. И, действительно, двигатель сейчас полностью набирал обороты, как будто все хорошо. Придется двигателю «порычать» на месте. Попробуем прона­блюдать сигнал с датчика. Минут через десять, проявилась долгожданная неис­правность, двигатель перестал подымать обороты больше 3500–4000. И устойчивый сигнал с датчика распредвала пропал.

Ну что ж, вывод для нашего диагно­ста был очевиден – неисправен датчик распредвала.

Новый датчик торжественно был уста­новлен, сигнал с датчика соответствовал эталонному и на холодном двигателе и на горячем. На этом вроде можно ставить точку и передать автомобиль владельцу.

На следующий день, после того как маши­на была отдана владельцу, раздался зво­нок. Владелец сообщил, что неисправ­ность снова проявилась. Повторное появление проблемы, после того, как кажется все найдено и устранено, у меня вызывает сильное беспокойство, стрем­ление анализировать все предыдущие действия по диагностике, и желание выполнить проверки повторно самосто­ятельно. При этом замечу, что времени на перепроверки тратится больше, так как возникает сомнение в чистоте экс­периментов, которые были проведенные ранее. Автомобиль приехал, и начина­ем проверки с «чистого листа». Снова появилась сообщение самодиагностики о неработающем датчике распредвала. Кроме того, вновь вылезла неисправность и датчика разряжения. Коды неисправ­ности стерлись и не появляются, после запуска двигателя, тоже все вроде хоро­шо. Владелец сообщил, что неисправ­ность появилась после пятнадцатиминут­ной поездки. Придется ездить. Пробная поездка. Проверяю автомобиль в различ­ных режимах. И действительно, во время очередного разгона автомобиля, загорел­ся «чек», и двигатель потерял мощность. Заглушил, завел, неисправность потухла. Только начал увеличивать обороты вновь появилась. Уже интереснее. Быстро воз­вращаюсь « на базу». Снимаю сигнал с дат­чика распредвала. И наблюдаю интерес­ную картинку. При повышении оборотов пропадает сигнал с датчика, вернее он переходит в прямую линию. Сбрасываю обороты, сигнал появился. Неужели про­блема и в новом датчике. Хотя нет, осцил­лограмма неисправного датчика была другой, а тут, будто появляется дополни­тельный сигнал с блока управления. Стоит проверить. Вовремя проверки сигнала с отсоединенным сигнальным проводом от блока управления сигнал оказался чистым и красивым. Напрашивается вывод, вино­ват блок управления. Еще раз проверяю целостность проводов от разъема блока управления до датчика. Все в норме. Снова запускаю двигатель. И «странно», исчезла неисправность. Теперь проанализирую, какие только что выполнил действия: шевелил жгут проводов, отсоединял разъ­ем от блока управления. Попробую повто­рить снова свои действия: шевелю жгут проводов, качаю разъем блока управле­ния. И вот, когда начал шевелить разъем блока управления, то в этот момент начал пропадать сигнал с датчика. Ура, место неисправности локализовано. Это или блок управления, или разъем. Проверяю разъем, шевеля и дергая провода. Все в норме. Следовательно, это блок.

После вскрытия блока и его проверки, было найдено шестнадцать повреж­денных контактов блока управления. Повреждение заключалось в нарушении пайки контактов на плате блока управ­ления. Надо заметить, что это не первый подобный случай выхода из строя блока управления. Но для того чтоб выяснить, что это именно блок приходится сначала выполнять проверку всех компонентов. И потратить еще больше времени, если неисправность «плавающая».

И еще одно наблюдение. В последнее время большинство автомобилей приез­жает именно с «букетом» неисправностей. Причинами этого являются и сроки экс­плуатации автомобилей, и, что самое глав­ное, отсутствие регулярного осмотра и обслуживания автомобилей. Этот момент приходиться учитывать при ремонте и диагностике автомобилей.

Евгений Гурьянов, полная версия см. № 2, 2014

http://a-master.com.ua/archives/2266

Leave a Reply

Your email address will not be published.