ОШИБКА P2716 PRESSURE CONTROL SOLENOID «D»

А вначале была Toyota Corolla с 1ZZ–FE двигателем. С пери­одически появляющимся отказом Р2716.

Когда я первый раз столкнулся с этой ошибкой на Toyota Corolla, то не придал этому особого значения. Одна из возможных неисправностей, с великим разноо­бразием которых сталкиваешься каждый день. Однако когда случай повторился, заинтересовался статистикой. Общения с мастерами, ремонтирующими автомати­ческие коробки, подтвердило значитель­ное количество данных отказов. Забегая вперед, скажу, что и специалисты Toyota также отметили это в специальном сер­висном бюллетене, что свидетельствует о значительном количестве данных отка­зов. А, следовательно, решение этой проблемы будет интересно широкому кругу авторемонтников.

Но решение было позже. А вначале была Toyota Corolla с 1ZZ–FE двигателем. С пери­одически появляющимся отказом Р2716. Ошибка была спорадической, то появля­лась, то пропадала. Автомобиль мог экс­плуатироваться от нескольких часов, до нескольких дней, прежде чем она появ­лялась. Консультации с «коробейниками» (мастерами, специализирующимися на ремонте автоматических трансмиссий) поставили перед необходимостью демон­тажа и разборки коробки. Коробейники утверждали, что сталкивались с данной проблемой, и она вызвана с неисправно­стью самого Solenoid «D», а добраться до него можно только сняв коробку. В сло­жившейся ситуации настораживала зна­чительная трудоемкость предлагаемых работ и неочевидность правильности дан­ного решения. К тому же с завидным посто­янством выставлялся код P2716 Pressure Control Solenoid «D» Electrical, а не P2714 Pressure Control Solenoid «D» Performance or Stuck Off, P2715 Pressure Control Solenoid Pressure Control Solenoid Stuck On. Что указывало скорее на электрическую, а не механическую неисправность. В тоже вре­мя явного обрыва проводки не обнаруже­но, коды: P2718 Pressure Control Solenoid «D» Control Circuit/Open, P2719 Pressure Control Solenoid «D» Control Circuit Range/ Performance не выставлялись.

То есть, предварительный анализ пробле­мы можно обозначить так – неисправность спорадическая и скорее электрическая, чем механическая (хотя возможно пери­одическое подклинивание Solenoid «D», что приводит к росту потребляемого тока), сбой, предположительно, происхо­дит или в цепях управления, или в цепях питания Solenoid «D», при этом ECM/ PCM не выставляет ошибки Р2718, Р2719, значит необходимо контролировать как напряжения, так и ток потребления на Solenoid «D».

Решить данную задачу возможно толь­ко с помощью многофункционального осциллограф-мотор-тестера, способного измерять и записывать как напряжения, так и ток с достаточным разрешением и быстродействием. Наиболее удобен для этого осциллограф Постоловского 4, соче­тающий в себе, компактность, многофунк­циональность и удобство в эксплуатации.

Согласно эл.схемы Solenoid «D» выведен на клеммы 1 и 4 разъема Transmission valve block (Рис. 1). Управление Solenoid «D» реа­лизовано по классической схеме, когда на клапан подается постоянное напряжение 12в, а непосредственно управление про­изводит ECM/PCM с помощью драйвера с открытым коллектором, который замыка­ется на массу.

Первое же подключение подтвердило правильность данного решения. Было измерено напряжение на клемме 4 Transmission valve block (Рис 2. Осц. 1) На осциллограмме видно, что напряжение на управляющем выводе не опускается ниже 4.5 В, при этом управляющее напряжение нестабильно. Однако одной осциллограм­мы для принятия решения недостаточно.

Необходимо помимо управляющего напряжения снять осциллограммы пита­ющего соленоид напряжения и потребля­емого тока. Так как не полное открытие драйвера может быть вызвано замыкани­ем в проводке или соленоиде, а, следо­вательно, превышением максимального коммутируемого тока.

На осциллографе было подключено 3 канала. (Осц. 2, Рис. 3)

  1. Канал 1. Токовые клещи
  2. Канал 2. Питающее напряжение клемма 1 Transmission valve block .
  3. Канал 3. Управляющее напряжение клемма 4 Transmission valve block.

При этом видно, что питающее напря­жение не просаживается ниже 10.8 В, а потребляемый соленоидом ток 1.055 А, что нормально, при этом на всей записанной осциллограмме отсутствуют резкие бро­ски тока, что говорит об отсутствии меха­нического подклинивания Solenoid «D». То есть, нет внешних факторов, способных перегрузить выходной транзистор управ­ляющего соленоидом драйвера. Несмотря на нормальные значения нагрузки, драй­вер не обеспечивает нормального тока через Solenoid «D», не опуская управляю­щее напряжение ниже 4.4 В.

Особенно хорошо виден сбой если сжать записанный сигнал (Осц. 3, Рис. 4)

Что может вызывать такой сбой? Это может быть дефект самого выходного транзисто­ра драйвера или нестабильна масса, при­ходящая на драйвер.

Проверим, с помощью осциллографа мас­сы приходящие на ECM/PCM. Для этого подключим четыре канала осциллографа (Осц. 4, Рис. 5)

  1. Канал 1. Управляющее напряжение Solenoid «D»
  2. Канал 2. Масса 1
  3. Канал 3. Масса 2
  4. Канал 4. Масса 3

На осциллограмме видно, что работа Solenoid «D» оказывает влияние на одну из масс. При этом отклонение напряже­ния на данной массе при работе клапана составляет 15 мВ, что не может нарушить работу драйвера.

На основе произведенных измерений можно сделать вывод, что причина Р2716 лежит внутри ECM/PCM.

Это подтвердил и сервисный бюллетень (Рис. 6.1) В нашем случае на автомобиле был установлен ECM/PCM 89661-02С13, который попадает под действие TSB (Рис. 6.2). TSB предлагает заменить ECM/ PCM (Рис 6.3). Такое решение проблемы связано со значительными финансовы­ми вложениями, при этом жалко менять абсолютно рабочий ECM/PCM из-за одно­го дефекта. Возможен ли ремонт ECM/ PCM? Блок был разобран и найден драй­вер управляющий работой Solenoid «D» (Рис 7). Осмотр платы ЭБУ выявил завод­ской дефект. Холодную пайку двух ножек этого драйвера. Поскольку ремонт блока не предусматривал вмешательства в схе­мотехнику и элементную базу, предусмо­тренную заводом изготовителем, было сочтено возможным произвести самосто­ятельный ремонт. Микросхема была про­паяна, после чего ошибка Р2716 исчезла.

Для окончательной проверки была про­изведена проверка осциллографом. Снят сигнал на 4 клемме Transmission valve block (Рис. 8 Осц. 5). На осциллограмме видно, что напряжение открытого драйве­ра Solenoid “D” снизилась с 4.5 В до 214 мВ, что является напряжением открытого перехода и нормально.

Таким образом благодаря использованию осциллографа Постоловского первона­чально сложный и дорогостоящий ремонт был локализован и сведен до минимума. И что еще более важно получено эстетиче­ское удовольствие от простоты решения сложной технической задачи.

Сергей ВОРСИН,

полная версия программы см. журнал Автомастер №12, 2014

http://a-master.com.ua/archives/2306

Leave a Reply

Your email address will not be published.