РАСХОДОМЕР ВОЗДУХА

ДИАГНОСТИКА. ОБСЛУЖИВАНИЕ. ХАРАКТЕРНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ. КОДЫ ОШИБОК

Современные системы управления двигателем предназначены для того, чтобы двигатели работали максимально экологично и эффективно в самых различных условиях движения. Для того, чтобы удовлетворить эти жесткие требования, предъявляемые к ним, производители внедряют системы, которые позволят сократить выбросы и достичь более высокой топливной экономичности для транспортного средства.

Современная система управления двигателем постоянно контролирует определенные узлы автомобиля и адаптирует их, при необходимости, для обеспечения максимальной производительности, сохраняя при этом уровень выбросов, температуру, расхода топлива и многое другое.

Она делает это за счет применения электроннго блока управления (ECU), который использует сигналы различных датчиков, установленных в автомобиле, чтобы принимать решения, касающиеся переменных, упомянутых выше. ECU так же контролирует условия использования ряда переключателей, реле и клапанов.

Для правильного принятия решения блоком управления необходима корректная работа как датчиков, так и исполнительных устройств. Поэтому производители автомобильной электроники постоянно совершенствуют свою продукцию, делая ее более надежной и соответствующей современным требованиям.

Тем не менее все имеет свойство ломаться. Каким бы надежным не было изделие рано или поздно возникают проблемы. Это касается и расходомеров воздуха.

На протяжении многих лет, измеритель воздушной массы (так называемый «расходомер») получил большое распространение в системах впрыска бензиновых и, особенно, системах в современных дизельных двигателей. Этот важный датчик хорошо известен автомеханикам – он часто является причиной нескольких неисправностей систем управления двигателем и, очень часто, именно на него жалуется система самодиагностики.

Общие симптомы неисправного расходомера включают:

– для дизельного двигателя:

  • Повышенный расход топлива.
  • Повышенная дымность выхлопных газов.
  • Засорение DPF / FAP.
  • Потеря мощности.
  • Неустойчивая работа в определенных режимах.

– для бензинового двигателя:

  • Повышенный расход топлива.
  • Снижение мощности.
  • Нестабильная работа двигателя и «хлопки» в коллекторе.
  • Провалы при нажатии педали газа.

С другой стороны, расходомер воздуха часто заменяется без какой-либо причины и без необходимых измерений, являясь полностью исправной деталью.

Диагностика аналоговых расходомеров воздуха

Датчики, измеряющие массу и поток воздуха размещаются сразу после воздушного фильтра во впускном коллекторе и предоставляют информацию о температуре, влажности и объеме воздуха. Эти устройства очень малы по размеру и поэтому требуют повышенной точности изготовления.

В бензиновых двигателях измерение потока воздуха является основным параметром и используется вместе с данными других датчиков для регулировки подачи топлива в двигатель.

В дизельных двигателях измерение массы воздуха является параметром, отвечающим:

– за количество поступающего топлива в камеру сгорания;

– за определение параметров работы системы рециркуляции отработавшего газа;

– за работу системы регенерации сажевого фильтра.

На рынке существуют различные виды расходомеров, производимые Bosch, Siemens, Magneti Marelli, Hitachi и Pierburg, которые, безусловно, являются одними из наиболее распространенных. Метод для диагностики их работы идентичен, меняется только основные данные измерений. В этой статье мы будем обсуждать аналоговые расходомеры Bosch, которые, как уже отмечалось, установлены в большинстве транспортных средств (как бензиновых, так и дизельных). Идеальным инструментом для выполнения всех испытаний и измерений, связанных с расходомером, является, конечно, осциллограф, но иногда, как мы увидим, даже простой мультиметр может обеспечить уверенную диагностику их правильной работы.

Теперь подробно проанализируем (это в основном практически и оперативно), что является правильной процедурой для проверки расходомеров.

ПЕРВЫЙ ШАГ

Аналоговый расходомер обычно имеет пять клемм (четыре, если в нем отсутствует датчик температуры всасываемого воздуха):

– масса;

– 5 В питания с блока управления (здесь всегда важно убедиться, что всегда подается 5V ± 0.1В!)

– 12 В питания (напряжение аккумуляторной батареи);

– выходной сигнал температуры воздуха (нет 4-контактных расходомерах);

– выходной сигнал расходомера воздуха.

ВТОРОЙ ШАГ

Выключаем зажигание, по крайней мере на 15 минут. Это позволит нам снизить температуру впускного коллектора, тем самым исключить погрешность измерений, вызванную движением воздуха во впускном коллекторе. После этого необходимо измерить напряжение на выходе из расходомера. В днанном случае значение должно быть стабильным во времени и в пределах от ± 1 вольт 0.1В! Измерения необходимо проводить в течение, как минимум, 30 секунд, чтобы достичь максимальной температуры нагревательной пленки.

Если измеренное напряжение отличается в большую или меньшую сторону от эталонного значения (± 1 вольт 0.1В), то можно говорить о неисправности датчика!

ТРЕТИЙ ШАГ

Отключите расходомер от впускного коллектора или извлеките из воздушного фильтра (не отдельный элемент, а весь узел в сборе) и направьте струю воздуха от компрессора во внутрь его корпуса (так мы моделируем поток воздуха, всасываемый двигателем). Здесь важно не перестараться, так как высока вероятность повредить пленку. Безопаснее начинать с расстояния подачи воздуха 30 – 40 см.

При измерении напряжения выходной сигнал должен быть больше, чем 4,8 В (часто сигнал может достичь 5,3 В (в пике) во время диагностики).

Этот тест используется для проверки того, что расходомер измеряет максимальный поток воздуха, всасываемого в двигатель (этот тест особенно важен тогда, когда расходомер устанавливается на турбированном дизельном двигателе) и дает нам правильный диагноз в случае, когда двигатель имеет плохую производительность на низких и средних оборотах, но большом крутящем моменте или «хлопками» под нагрузкой высокой.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ

На холостом ходу двигателя с помощью осциллографа необходимо проверить есть ли изменение сигнала для каждого цилиндра в отдельности. Это последнее измерение не обязательно, но мы настоятельно рекомендуем его проводить для еще более «глубокой» диагностики расходомера воздуха.

С помощью этих простых тестов мы сможем выяснить (с очень высокой степенью вероятности) работоспособность расходомера в полном объеме!

Данные для проверки расходомера на примере OPEL/VAUXHALLAstra H (Classic III) (A04) 1.4 16V (Z 14 XEL) 2004 - 2014
Данные для проверки расходомера на примере OPEL/VAUXHALLAstra H (Classic III) (A04) 1.4 16V (Z 14 XEL) 2004 – 2014

1. Включите зажигание. Проверьте напряжение питания (как мы помним, оно должно быть в диапазоне 4,8 – 5,3 В).
2. Включите зажигание. Проверьте напряжение питания (как мы помним, оно должно быть в диапазоне 12 – 14,4 В).
3. Включите зажигание. Проверьте массу (напряжение должно быть в пределах 0 – 0,2 В).
4. Отключите расходомер. Проверьте питание датчика температуры. Включите зажигание. Проверьте напряжение питания (оно должно быть в диапазоне 4,8 – 5,3 В).
5. Проверьте провод, идущий к блоку управления. Его сопротивление должно быть меньше 1 Ом.

Коды ошибок, связанные с расходомером воздуха

Очень часто диагностика автомобиля начинается с подключения сканера, помогающего диагносту определить направление поиска неисправности. Расходомер воздуха, как и любой другой датчик имеет характерные коды ошибок или коды неисправностей, связанные с его работой.

Наиболее распространенными кодами ошибок, связанными с неправильной работой расходомера являются:

P 0100 – Расходомер воздуха. Неисправность цепи или массы (обрыв).

(Рис. 5)

P 0101 – Несоответствие измеряемого диапазона характеристике расходомера.

P0102 – Расходомер воздуха. Низкий уровень сигнала.

P0103 – Расходомер воздуха. Слишком большой уровень сигнала.

P0104 – Расходомер воздуха. Прерывистый сигнал.

Следующие коды ошибок могут указывать как непосредственно на расходомер, так и на другие узлы. Поэтому при проведении диагностики надо основываться не только на кодах ошибок и, как вариант, на текущих параметрах сканера.

P0171 – Регулировка смеси (банк 1). Слишком бедная смесь.

P0172 – Регулировка смеси (банк 1). Слишком богатая смесь.

P0175 – Регулировка смеси (банк 2). Слишком богатая смесь.

P0401 – Система EGR. Недостаточный поток отработавших газов.

P0402 – Система EGR. Большой поток отработавших газов.

Часто в памяти блока управления двигателем можно найти одну (или более) спорадическую ошибку, связанную с датчиком массового расхода воздуха, но это не обязательно свидетельствует о том, что расходомер неисправен. Часто, причинами таких ошибок становятся влага, масляный туман или грязь, способные исказить результаты измерений расходомером. Это неправильно воспринимается блоком управления в качестве ошибки!

Основной причиной неисправности расходомера за счет примеси, в основном, являются грязь и влага. Поэтому необходимо обязательно проверить состояние воздушного фильтра и воздуховодов.

При замене расходомера обязательно необходима замена воздушного фильтра.

Евгений Гурьянов, полная версия см. журнал Автомастер №4, 2014

http://a-master.com.ua/archives/2284