ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

Наш журнал уже неоднократно поднимал тему диагностики и диагностических приборов и оборудования. Начали мы рассказывать и о том, как пользоваться некоторыми из устройств, помогающих диагносту.

Но, зачастую, на станциях пока еще нет этого оборудования и механикам приходиться диагностировать автомобили “пещерными” способами – с помощью омметра, амперметра и вольтметра.

У этого способа, по прежнему, есть масса поклонников – из принципа если не видел ничего лучшего, то и этот замечательный. Другие же автодиагносты, имея передовое оборудование, не забывают и о тех приборах, с которых все начиналось. “Пещерные” способы имеют еще один положительный момент – помогают механику, особенно начинающему, разобраться с процессами, происходящими в автомобиле.

Вообще говоря, основные методы тестирования систем управления двигателем и подачи топлива до недавнего времени базировались на применении вольтметра и осциллографа, который позволяет получать более приемлемые результаты.

Эти методы более надежны и дают более полную информацию, чем измерение сопротивлений при помощи омметра.

Измерение напряжений в цепи, находящейся под нагрузкой гораздо быстрее покажет истинную картину, чем измерение сопротивлений компонентов и проводов. В некоторых случаях отсоединение неисправного разъема и подключение омметра к его выводам покажет полную исправность цепи, хотя неисправность может заключаться в ненадежности соединений в самом разъеме.

Кроме того, осциллограф помогает определить некоторые неисправности, которые не возможно определить при помощи вольтметра. Особенно полезен осциллограф для анализа импульсных сигналов датчиков и исполнительных устройств.

С развитием выпуска небольших переносных осциллографов, имеющих относительно невысокую стоимость, такие приборы должны быть если не в каждом гараже, то на всех станциях ремонта автомобилей.

Таким образом, минимальным набором диагноста можно считать: тестер (ампервольтметр, мультиметр), осциллограф, компрессометр, прибор для диагностики картерных газов, комплект для проверки давления топлива и вакуумметр.

В данной статье мы более детально остановимся на использовании вольтметра.

 

Измерение напряжений

 

Подсоедините отрицательный провод вольтметра к корпусу двигателя. Приложите щуп положительного провода к точке, где производится измерение напряжения какого-либо компонента (Рис.1).

07_05_1

Эта процедура в большинстве случаев дает достаточно точные результаты и рекомендуется для начинающих диагностов.

Альтернативный способ: отогните защитный чехол разъема блока и подключите щуп вольтметра к проводу нужного контакта с обратной стороны, не разъединяя разъема (Рис. 2).

07_05_2

Еше один метод заключается в разъединении разъема БЭУ и измерении напряжений на его контактах (Рис. 3).

07_05_3

Этот метод применяется для измерения напряжений питания и целостности цепей заземления. Если нет дополнительных указаний, подключите отрицательный провод вольтметра к корпусу двигателя, а положительный – к соответствующей клемме разъема БЭУ. Не вставляйте щуп круглого сечения в прямоугольное гнездо разъема – этим Вы наверняка повредите разъем и в нем не будет надежного контакта.

 

Измерение напряжения питания или эталонного напряжения

 

Включите зажигание, соедините или разъедините разъем компонента в соответствии с проводимой проверкой. Измерьте подаваемое на компонент напряжение.

 

Измерение напряжения сигнала

 

Включите зажигание, соедините разъем прибора. Измерьте напряжение на проводе с обратной стороны соответствующего контакта разъема.

 

Заземление

 

Первый метод: включите зажигание, соедините разъем прибора. Измерьте напряжение с обратной стороны соответствующего контакта. Напряжение не должно превышать 0.25В.

Второй метод: включите зажигание, соедините или разъедините разъем компонента.

Подсоедините положительный щуп вольтметра к контакту подвода питания разъема, а отрицательный – к контакту заземления. Если заземление есть, то вольтметр должен показать напряжение питания компонента.

 

Измерение сопротивлений

 

Убедитесь, что зажигание выключено, а питание компонента отсоединено.

Не вставляйте щуп круглого сечения в прямоугольное гнездо разъема – гнездо будет деформировано и после этого не будет хорошего контакта.

Цепи, которые начинаются и заканчиваются (заземляются) в БЭУ лучше всего проверять на разъеме БЭУ, предварительно отсоединив его от БЭУ (Рис. 4).

Если измерение сопротивления производится на вилке разъема БЭУ, а проверяемый компонент имеет общие цепи с другим датчиками или исполнительными устройствами через общий провод заземления или питания, отключите все разъемы сопутствующих устройств.

Если не выполнить эту процедуру, результаты теста могут быть неточными.

Если Вы проверяете целостность участка цепи, предел измерения омметра не должен превышать 1 Ом.

Если Вы измеряете сопротивление резистора, указанного в технических данных, не принимайте сразу окончательного решения о состоянии компонента только на основании этого измерения (Рис. 5). Если сопротивление компонента не соответствует техническим данным, это не обязательно свидетельствует о его неисправности. И наоборот, если сопротивление соответствует техническим данным, это еще не говорит о его исправности. Только нулевое или очень большое сопротивление, скорее всего, говорит о неисправности компонента. Омметр скорее должен применяться для проверки непрерывности цепи, чем для проверки исправности компонента.

 

Проверка непрерывности цепи

 

Эти проверки предназначены для проверки непрерывности участков цепи между датчиками (исполнительными механизмами) и БЭУ.

Разъедините разъем БЭУ. Отсоедините разъем компонента. Замкните временной перемычкой контакты 1 и 2 разъема проверяемого компонента. Найдите контакты разъема БЭУ, относящиеся к проверяемому компоненту. Подключите омметр к контактам вилки разъема БЭУ.

Для исправной цепи омметр должен показать нулевое сопротивление.

Если цепь разорвана, проверьте сами провода и их крепление к контактам разъемов. Подключите один из проводов омметра к корпусу (земле). Омметр должен показать разрыв цепи.

Если компонент подключается к БЭУ более, чем двумя проводами, проведите проверку всех пар проводов.

 

Измерение рабочего цикла

Полная версия включает дальнейшую методику проверок различных электронных компонентов и цепей автомобиля . Смотри: Журнал «Автомастер» №7 , 10, 12  2005

http://a-master.com.ua/archives/1093

http://a-master.com.ua/archives/1099

http://a-master.com.ua/archives/1104

Leave a Reply

Your email address will not be published.